Модель "Миннесоты" — одна из главных моделей реабилитации наркозависимых в нашем Реабилитационном центре в Самаре.
Миннесотская модель начала формироваться в Соединенных Штатах в конце 40-х годов XX века в штате Миннесота в то время, когда ситуация с употреблением алкоголя и наркотиков в стране стала критической. В рамках данной модели была предпринята попытка объединить программу «12 шагов» и достижения психологии, психиатрии, социологии и других наук. В этой модели основное внимание уделяется попечению и поддержке больного, чем лечению в традиционном понимании. Она также характеризуется индивидуальным подходом к больному, вовлечением в процесс выздоровления всей семьи и привлечением специалистов из числа «выздоравливающих», так называемых «консультантов по химической зависимости».
В процессе развития и совершенствования программы сформировались ее основные отличительные положения: Наркомания – это многофакторное заболевание с био-психо-социо-духовной основой;
Наркомания – смертельное, хроническое, прогрессирующее и первичное заболевание;
Наркомания – это заболевание, которое возникает не по вине больного;
Отношение к больным строится на уважении и понимании, а также на признании их человеческого достоинства;
Отрицание — один из главных симптомов болезни;
Первичная мотивация – побуждение к лечению — не влияет на его результат;
Воздержание от всех психоактивных средств до конца жизни — долгосрочная цель терапии;
Лечебная среда должна представлять собой специальным образом организованное пространство, в которой разносторонне подготовленный персонал помогает больному выздоравливать при активном сотрудничестве самого больного;
Максимальная открытость в общении и откровенность в рассказе о своих проблемах – при условии полной конфиденциальности и анонимности;
Активное использование опыта выздоравливающих людей; Сотрудник лечебной программы – модель поведения для больного, а взаимоотношения между сотрудниками – модель для построения взаимоотношений больного с другими людьми;
Наркомания – семейная болезнь, поэтому к лечебному процессу необходимо привлечение всех близких пациенту людей: членов семьи, друзей, сослуживцев и т.д.
Основные методы, которые используются в процессе работы с больными в этой программе: 1. Приемное собеседование с больным, консультации специалистов;
2. Разъяснение больному задач, методов, правил и условий лечения;
3. Оценка всех индивидуальных нужд больного;
4. Разработка индивидуального лечебного плана;
5. Ведение больного, то есть руководство всем процессом его лечения, в том числе назначение ему тех или иных специальных терапевтических форм, консультаций специалистов, коррекции плана и т.д.;
6. Индивидуальное консультирование;
7. Групповое консультирование;
8. Семейное консультирование;
9. Обучение больного необходимым жизненным навыкам и отработка этих навыков (например, использование свободного времени, релаксация, планирование дня, перспективное планирование, организация питания и т.д.);
10. Ориентация больного на участие в группах самопомощи и разъяснение основных принципов работы этих групп;
11. Медицинское обслуживание;
12. Психолого-психиатрическое обслуживание;
13. Специальная образовательная программа (специальные лекционные курсы, видео-аудио и киноматериалы, методические пособия и т.д.);
14. Терапевтически спланированная организация досуга;
15. Планирование лечения после выписки.
Отдельные компоненты модели Миннесота и их преимущества включают следующее: Психологическая оценка — за большинством зависимостей лежат различные психологические проблемы, которые необходимо решать. Миннесотская модель в значительной степени фокусируется на обнаружении этих проблем, осознании их и поиске соответствующих конструктивных способов управления этими проблемами или решения их.
Групповые встречи — групповая терапия является основным направлением модели Миннесоты. Создание группы поддержки является мощным способом управления зависимостью. Можно поддерживать связь с группой поддержки за пределами реабилитационного центра и связываться с ними, когда становится слишком сложно управлять событиями жизни.
Образовательные лекции — образование является основной частью Миннесотской модели. Она включает в себя обучение тех, кто выздоравливает о вреде употребления наркотиков и алкоголя, проявлениях заболеваний, триггерах рецидива, методах управления тягой, и даже жизненных навыках, помогающих человеку реинтегрироваться в общество, как только лечение закончено.
По окончанию реабилитации по Миннесотской программе больные выходят на стойкую ремиссию, что является наиболее важным аспектом и следствием участия в программе врачей, наркологов, психиатров, клинических психологов, которые на начальном этапе помогают подобрать индивидуальное медицинское сопровождение к каждому пациенту. После завершения программы больной обладает большим количеством знаний и более осознанно смотрит на любое проявление своих чувств и эмоций в трудных для принятия правильного решения ситуаций.
Эффективность Миннесотской модели как метода лечения наркомании проверялась многократно, со многими положительными результатами.